Главная Текущие выставки Художники ENGLISH LANGUAGE
Прошедшие выставки Новости
Специальный проект Галерея
Международные ярмарки

Избранные работы
Биография
Художники
Тишков Леонид  
"ГЕОМЕТРИЯ ВЛАДИМИРА НАСЕДКИНА (к проекту "Геометрия")"
К.Бохоров August 2003.

"Геометрия" - новая выставка Владимира Наседкина в Галерее Крокина. На сей раз он покажет свою живопись: двенадцать больших холстов. Это одна серия и работы нумеруются в ней латинскими буквами I, II, III и т.д. Все холсты выполнены в одном стиле, который можно определить как геометрическая абстракция. Черными линями по белому фону изображены узлы аксонометрических проекций. Помимо четкого лаконичного рисунка-чертежа другое важное выразительное средство - фактура. Эта живопись характеризуется очень разнообразным использованием поверхностей с различными свойствами отражения света. Техника - масляная краска, то положенная совсем тонким слоем, то с добавлением песка в качестве наполнителя.

Серия берет начало в 1987 году, когда Наседкин побывал в туркменской пустыне, после чего создал несколько очень похожих картин, правда, меньшего размера. Но большая часть 'Геометрии' написана в последнее время: в 2000-2002 годах.

Искусство Наседкина - это результат внешнего импульса. Он художник-путешественник, побывавший в самых экзотических уголках света, с эмоционально сдержанной, но глубокой реакцией на все увиденное и пережитое. Чтобы выразить свои ощущения он редуцирует их до элементарных изобразительных средств и пластических элементов: пятна, цвета, фактуры, ритма, линии, из которых создаются его композиции.

Взяться за "Геометрию" его вдохновили: во-первых, поездка в Туркменистан, во-вторых, участие в пленэре в Брегенце (Австрия) в 1996 году, где игра солнца на решетках слива для воды подсказала ему расположение линий нескольких рисунков (карандаш, уголь, сангина), выставлявшихся уже у Крокина.

Найденные в Брегенце ритм и пространственные соотношения были трансформированы в дальнейшем в абстрактные трехмерные формы, но не скульптурные, а графические. В 1997-1998 годах он собирался использовать их для оформления фасадов домов и тротуаров в Нижнем Тагиле, Норильске и Полярном. К сожалению, проект не был реализован. Пространственные абстракции должны были дематериализовать унылую монотонность массовой застройки рабочих кварталов, открыть для жителей другие перспективы, раздвинуть горизонт.
Та же самая "австрийская серия" вдохновила Наседкина приняться за "Геометрию", в которой он монументализировал пластическими средствами формы, разработанные им для архитектурного проекта, изобразив в большом масштабе их узлы и силовые сопряжения.

"Геометрия" для Наседкина программная работа. Он любит цитировать Малевича, сказавшего: "Я бросаю вам дорогу - идите, ибо завтра не узнаете нас". Для него эта серия - "упреждающий удар". В ней Наседкин возвращается к живописи, которой он не занимался последние восемь лет. Эти годы были посвящены ксилографии и созданию работ из металла. Кроме того, "Геометрия" подытожила его поиски совершенной абстрактной формы. Прежде чем открыть для себя стихию геометрических построений Наседкин прошел большой путь: и беспредметные опыты в духе Кандинского и Клее, и метафизические символические композиции (серия "Хачкары"), и кубистическую фигуративность.

Обращение к лапидарной геометрической абстракции, видимо, результат внутренней дисциплины, приобретенной при работе с материалом (дерево, металл), а так же нового взгляда на среду, в которой он сформировался (индустриальный Нижний Тагил, город с четким производственным ритмом), - осознание значения этого феномена в современном мире.

Абстракция Наседкина формально ближе всего к конструктивизму. Она строится на тех же изобразительных элементах: сочетании геометрических фигур, линий, плоскостей. Можно даже сказать, что Наседкин использовал и развил метод "фундаментального рисования" Эль Лисицкого, а изображаемые им формы (реконструируемые по фрагментам проекций) можно сравнить с проунами. Однако, надо заметить, что живописная конструкция его работ гораздо изощренней, чем у того же Малевича, Клюна или Поповой. Он, скорее, как Древин в своих супрематических композициях 20-х годов, исследует живописное соотношение линии и плоскости. За счет градации фактур линия либо опирается на плоскость, либо утопает в ней. Живопись Наседкина имеет реальный объем, а не трансцендентный, как у классиков супрематизма.
Отношение к пространству как к физической реальности, роднит Наседкина с минималистами. Часто его как минималиста и понимают. Однако, художники этого направления, например Дональд Джад, настаивали на полном примате физического пространства, противопоставляя его какой либо форме условности, в том числе и живописной. Минимализм - это искусство реальных форм в реальном физическом пространстве и в реальном контакте со зрителем, поэтому о Наседкине можно говорить как о минималисте очень условно.

Наседкин в действительности предлагает третий путь. Для того, чтобы проанализировать идею минимализма о примате физического пространства в современном мире, он использовал математический аппарат. Минимализм в свое время по иному поставил проблему взаимоотношения субъекта и среды. В век техники, скоростей, трансконтинентальных путешествий концепция персонального бытования необычайно расширилась, интенсифицировалась. В качестве примера напомню хотя бы об ощущении от поездке по скоростному автобану, не говоря уж о воздушных перелетах. Минимализм предложил искусственную ситуацию, которая предвосхищала массовую доступность этого опыта и таким образом стал влиятельным течением, выразив фундаментальные тенденции нашего времени.

В России минимализм не получил развития в силу того, что идеологическая сфера была настолько насыщена противоречиями, что давала избыточно питательную пищу для критической рефлексии современного искусства, но освоенные в нем принципы тем не менее верны и здесь. Возможно чисто интуитивно, Наседкин обратился к теории, чтобы исследовать их актуальную область приложения. Именно в этом смысле, как мне кажется можно понимать, его работы представленные в галерее Крокина.
В заключение отмечу, что "Геометрия" находится в ряду с другими проектами этой галереи, таких художников как Константинов, Инфанте, Пономарев, которые характеризует оригинальное понимание и нестандартный взгляд на модернистское наследие 20 века. Такие проекты необычайно важны на Московской современной художественной сцене. Благодаря им она стала гораздо более объемной и объективной.

Константин Бохоров

homecontacts Krokin gallery at Facebook Krokin gallery at Vkontakte Krokin gallery at twitter Krokin gallery at Instagram Krokin gallery blog
Follow Krokin Gallery on Artsy
© 2002-2018 Krokin Gallery, All Rights Reserved.